Предназначена задвижка 30ч39р в чугунном корпусе с обрезиненным клином для систем водоснабжения ХВС и ГВС. Нижестоящие по отношению к ГОСТ стандарты на производство этой запорной арматуры ТУ 3721-013, 014 и 015 были разработаны специалистами Московского завода «Водоприбор». Поэтому до введения регламента СТ ЦКБА 036-2007 изделия 30ч39р и 30вч39р обозначались, как МЗВ и МЗВГ. Расшифровка обозначения задвижки 30ч39р С 2007 года трубопроводная арматура маркируется по справочнику с таблицами фигур, разработанных ЦКБА РФ. Поэтому задвижка 30ч39р расшифровывается следующим образом:
30 – арматура относится к задвижкам;
ч – корпус отлит из чугуна;
39 – техническое исполнение задвижки;
р – резиновое уплотнение запорного узла, в данном случае напыление эластичного материала на рабочие поверхности клина.
Однако, даже таблицы фигур не позволяют расшифровать полностью вариант технического исполнения 39 задвижки 30ч39р. Информацию можно найти исключительно в чертежах производителя:
шпиндель не выдвижного типа;
двойное уплотнение;
нет приямка в корпусе;
модификации МЗВ на 1 и 1,6 МПа для холодной воды покрыты синей порошковой краской;
задвижки МЗВГ для горячего водоснабжения окрашены в красный цвет;
присоединение фланцами типа В по ГОСТ 33259 или 2 по ГОСТ 12815.
Последний вариант исполнения позволяет использовать запорную арматуру в паропроводах и системах отопления горячей водой. Поскольку допускается температура рабочей среды в пределах +150°С, то есть перегретого пара. В таблицах СТ ЦКБА 036-2007 имеется обозначение 30вч39р, то есть корпус должен изготавливаться исключительно из высокопрочного чугуна. С другой стороны, в литейном производстве для изготовления массивных корпусных деталей используется именно высокопрочный чугун ВЧ с вермикулярным или шаровидным графитом. Поэтому в обозначении запорной арматуры вместо «вч» ставят «ч» без уточнения характеристик конструкционного материала. Корпус Себестоимость производства чугуна ниже, чем большинства марок стали. Однако конструкционный материал не переносит вибраций, механических перекосов и гидроударов, замораживания и наличия агрессивных сред. Поэтому в отсутствие указанных неблагоприятных факторов задвижка 30ч39р позволяет снизить бюджет строительства трубопроводов ХВС, отопления и ГВС и прочих систем жизнеобеспечения. Особенностями конструкции корпуса являются:
большая толщина стенок;
массивность и крупные габариты литья;
отсутствие коррозии;
отсутствие приямка и сальника.
В разрыв трубопровода эта запорная арматура присоединяется фланцами типа 2 или В по ГОСТ 12815 или ГОСТ 33259, соответственно. Запорная арматура в чугунном корпусе с обрезиненным жестким клином для систем ХВС окрашивается в синий цвет. Задвижки 30вч39р для ГВС имеют порошковое защитно-декоративное покрытие красного цвета. Запорный узел Поскольку задвижка 30ч39р оснащена не выдвижным шпинделем, возможен единственный вариант запорного узла – жесткий цельнометаллический клин. Упругие и двухдисковые модификации могут использоваться только с выдвижным шпинделем, для данного конструктивного решения не пригодны. Благодаря эластичному резиновому покрытию наружных поверхностей клина обеспечивается ряд преимуществ:
во время температурных перепадов нет заклинивания запорного элемента;
снижен крутящий момент на шпинделе и усилие затяжки, соответственно;
конструкционный материал клина защищен от коррозии и механических повреждений примесями рабочей среды;
эластомер обеспечивает высший А класс герметичности запорного узла;
возможны несколько вариантов климатического исполнения запорной арматуры.
Допускается установка задвижки в любом пространственном положении, кроме штурвалом вниз. Шпиндель Основным недостатком задвижки 30ч39р с не выдвижным шпинделем является нулевая информативность о местоположении рабочего органа – клина внутри седла. Однако преимущества конструкции перевешивают этот недостаток:
вместо сальника здесь использован более надежный и долговечный сильфон в качестве уплотнения шпинделя;
снижен строительный размер – высота задвижки в открытом положении, что позволяет использовать арматуру в достаточно замкнутых пространствах;
производитель выпускает задвижки 30вч39р с ручным управлением, механическими редукторами и электроприводом.
В не агрессивных средах шпиндель не подвергается коррозии, поскольку резьба полностью скрыта в корпусе. Ее не нужно периодически смазывать и очищать от грязи. Привод задвижки Допускается надземная и подземная установка запорной арматуры 30ч39р. В первом случае задвижка комплектуется ручным штурвалом или электроприводом. Возможно использование механического редуктора с цилиндрической или конической передачей. Однако из-за небольшого номинального диаметра усилие затяжки здесь незначительное, поэтому установка редуктора экономически не целесообразна. Во втором варианте обычно используется удлинитель шпинделя. Например, в системах пожаротушения задвижка врезается в подземный трубопровод внутри специального колодца. Вместо штурвала на шпиндель надевается трубчатый удлинитель с приваренной рукояткой воротка. Электропривод необходим для удаленного или автоматического управления водопроводными системами. Кроме держателя подлинника документации ТУ на выпуск задвижки 30ч39р завода «Водоприбор» (Москва), эту продукцию выпускают сторонние производители, например, в Китае и на территории РФ. Благодаря малой строительной длине на арматуру могут быть установлены фланцевые переходы для использования в трубопроводах большогодиаметра. Область применения задвижек 30ч39р Согласно ТУ разработчика МЗВ задвижка 30ч39р имеет условный диаметр 50 – 400 мм, предназначена для трубопроводов с давлением рабочей среды 1 МПа или 1,6 МПа, температурой от +5°С до +75°С (МЗВ) и от +5°С до +150°С (МЗВГ). Таким образом, запорная арматура в чугунном корпусе с клином, покрытым резиной EPDM, является бюджетным вариантом для строительства трубопроводов следующего назначения:
снабжение питьевой водой;
системы ГВС;
обеспечение технической водой предприятий;
отопление горячей водой;
системы водоотведения (только серые стоки).
Запорный узел клинового типа чувствителен к крупным механическим примесям. Чугунный корпус плохо переносит вибрации и гидроудары рабочей среды. Поэтому рекомендуется использование фильтров и гидроаккумуляторов перед местом установки задвижек. Типоразмеры задвижек 30ч39р Согласно ТУ производителя и таблицам фигур в СТ ЦКБА 036 задвижка 30ч39р имеет несколько типоразмеров:
для систем холодного водоснабжения DN равен 50 – 400 мм;
для систем горячего водообеспечения DN составляет 50 – 100 мм.
Внутреннее сечение запорной арматуры полнопроходное, сальник отсутствует, гидросопротивление не превышает 0,2 единицы. Для высокого давления чугунный корпус имеет шарообразную форму, среднего – овальные очертания, низкого, как в случае 30вч39р, обладает приплюснутой конфигурацией. Наши эксперты помогут выбрать типоразмер и вариант климатического исполнения, привод и комплектацию задвижки 30ч39р для реализации ваших проектов трубопроводов систем жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий.