До 2007 года клиновая задвижка 30с541нж в стальном корпусе с нержавеющими уплотнениями, выдвижным шпинделем и редуктором с конической передачей обозначалась ЗКЛ2 или ЗКС. Запорная арматура с механическим приводом создана для энергетической отрасли и систем ЖКХ, нефтегазодобывающих и химических предприятий, сельского хозяйства. Расшифровка маркировки Для большинства наименований трубопроводной арматуры не существует стандартов ГОСТ. Проектные бюро крупных отечественных заводов самостоятельно разрабатывают стандарты ТУ, а остальные производители могут пользоваться этой документацией. Все держатели подлинников документации на выпуск этой запорной арматуры разработали ТУ еще до выхода требований ГОСТ Р 52720 и СТ ЦКБА 036 в 2007 году по единому обозначению задвижек, кранов, заслонок и клапанов на территории РФ. Поэтому изначально задвижка 30с541нж у разных производителей маркировалась не одинаково:
Арматурный завод в Благовещенске (Башкирия) – ТУ 26-07-1527-90, обозначение БА 11139 и БА 11140;
Предприятие НПО «Тяжпромарматура» в Алексине – ТУ 26-07-1188-90, обозначение ЗКЛ2;
ОАО «Пензтяжпромарматура» – ТУ 26-07-1125-96, маркировка ПТ11001;
Львовский завод «Прикарпатпромарматура» – ТУ 26-07-1526-00, обозначение ЛА11055.
После разработки ЦКБА специальных таблиц фигур для обозначения и расшифровки маркировки трубопроводной арматуры в 2007 году изделие 30с541нж переводится следующим образом:
30 – задвижка, то есть два рабочих положения затвора без регулировок напора и давления потока среды;
с – все корпусные детали изготовлены из углеродистой стали;
Модель 41 имеет следующие отличительные особенности в категории задвижек:
клиновой запорный узел;
полнопроходное сечение;
сальниковое уплотнение шпинделя;
выдвижной шпиндель
DN 50 – 1200 мм;
PN 1,6 МПа;
температура среды от -40°С до +425°С.
Комплектуются клиновые задвижки 30с541нж коническим редуктором типа Б- Д в стальном или чугунном корпусе. Особенности конструкции В таблицах СТ ЦКБА 036 указан тип задвижки 30с541нж – клиновая с выдвижным шпинделем, номинальный диаметр 50 – 1200 мм и характеристики среды – PN 1,6 МПа, температура в пределах 425°С. Однако не оговорены нюансы конструкции. Поэтому производители используют четыре технологии изготовления корпусных деталей и три варианта исполнения клина. Корпусные элементы По умолчанию задвижка 30с541нж выполнена в корпусе из углеродистой стали. Однако этот конструкционный материал пригоден для обработки несколькими способами:
центробежное литье – самый высокий расход материала;
ковка – только для небольших диаметров;
сварка из металлопроката – средние характеристики;
штампосварная технология – высочайшая прочность и запас надежности;
Например, производитель ПТПА (Пенза) использует кованые корпуса для малых диаметров 15 – 50 мм, штампосварные для DN 150 – 1500 мм, и литые для всех типоразмеров. Запорный узел Разрыв трубопровода задвижка 30с541нж может устанавливаться любой стороной, так как для клинового затвора в принципе не важно, в какую сторону движется поток. С момента создания клиновой задвижки запорный узел арматуры модернизировался дважды:
вначале использовался цельнометаллический жесткий клин, возникали проблемы с центрированием и быстрым износом посадочных поверхностей;
затем был разработан клин двухдисковый, обладающий способностью самоцентрирования, не застревающий в нижнем, закрытом положении задвижки;
упругий клин стал продолжением двухдисковой конструкции, в которой соединительная деталь выполнена из эластомера.
В настоящее время большинство арматурных заводов РФ используют двухдисковый клин в базовой комплектации. Запорную арматуру 30с541нж с упругим и жестким клином в Москве придется заказывать дополнительно. Для снижения себестоимости клин изготавливается центробежным литьем из углеродистой стали 25Л, а затем на поверхности дисков наплавляется нержавеющая сталь 13Х25Т или 10Х17Т. В клиновой задвижке два седла и уплотнительных кольца, соответственно, что способствует повышению герметичности и позволяет устанавливать арматуру любой стороной относительно направления потока. Шпиндель и уплотнения В конструкцию задвижки 30с541нж изначально заложен выдвижной шпиндель, обладающий рядом достоинств:
резьбовая часть не контактирует с рабочей агрессивной средой;
повышается эксплуатационный ресурс и ремонтопригодность запорного узла;
упрощается конструкция запорной арматуры.
Уплотнение между корпусом и крышкой выполнено в виде паронитовой или спиральновитой прокладки, кольца из терморасширенного графита. Сальник уплотнен кольцами ТРГ, дополнительно обладающими эффектом антифрикционной смазки. Помимо герметичности шпиндельного узла обеспечивается повышение ресурса и снижение крутящего момента. Бюджетным вариантом является асбестовая АГИ набивка сальника. Согласно ГОСТ 54808 производители обеспечивают герметичность класса А, В и С:
набивкой АГИ либо ТРГ по шпинделю;
плоской прокладкой в сопряжении «крышка-корпус» (внешняя среда);
по схеме «металл-металл» в затворе.
Стандартным для РФ считается климатическое исполнение У. Варианты для севера ХЛ и юга Т заказываются индивидуально. Присоединительные поверхности В разрыв трубопровода задвижка 30с541нж может устанавливаться несколькими способами:
на резьбе – муфты с внутренней и штуцеры с наружной резьбой;
сваркой – арматура имеет патрубки с разделкой торцов под 30 – 60 градусов;
фланцами – варианты исполнения по ГОСТ 33259 и 12815, соответственно.
В последнем случае производитель обычно включает в комплект задвижек ответные фланцы. В зависимости от присоединительных поверхностей изменяется строительная длина запорной арматуры, ремонтопригодность и технологичность сборки трубопровода. Область применения Разработана задвижка 30с541нж для эксплуатации в трубопроводах со следующими типами рабочих сред:
вода, пар, не токсичные и взрывопожаробезопасные среды с температурой в пределах +300°С;
природный и попутный газ, токсичные и легковоспламеняющиеся газообразные среды с диапазоном температур -15°С … +425°С;
нефть сырая, ее фракции и продукты из углеводородов, масла синтетические, токсичные и взрывоопасные жидкости с температурой от -25°С до + 425°С.
Особенностями конструкции арматуры 30с541нж по умолчанию являются:
механическое управление;
снижение крутящего момента на штурвале;
перенос маховика в вертикальную плоскость для удобного обслуживания запорной арматуры;
полнопроходное сечение позволяет использовать внутри трубопровода очистное и диагностическое оборудование;
ТРГ кольца в сальнике повышают эксплуатационный ресурс шпинделя;
в бугельный узел заложен подшипник для снижения крутящего момента на шпинделе;
двухдисковый клин обладает самоустанавливающими свойствами.
Поэтому клиновые задвижки 30с541нж применяются во многих отраслях народного хозяйства:
нефтегазодобыча и переработка;
химическая и пищевая промышленность;
энергетическая отрасль и ЖКХ;
технологическая обвязка промышленных предприятий.
Таким образом, клиновая задвижка 30с541нж с механическим приводом (коническая передача с передаточным числом 5,125), сальниковым уплотнением выдвижного шпинделя является универсальной запорной арматурой для магистральных и линейных трубопроводов, технологической обвязки предприятий и систем ЖКХ. В нашей компании, вы получите полную информационную поддержку и квалифицированный подбор трубопроводных деталей и оборудования по характеристикам.